18.09.2020 г.

Контакты

01030, г. Киев,
ул. Пирогова, 8, оф. 2

 (044) 223-45-81 
     (044) 227-35-91 
 (098) 378-11-78 
 (066) 354-26-36 

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Порядок проведения проверок органами СЭС

Печать E-mail
       Предпринимателям и предприятиям регулярно приходится иметь дело с органами санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому очень важно уметь отстаивать свои права при взаимодействии с этими органами. В особенности это касается ситуаций, когда работники СЭС приходят на предприятие с проверкой.  

1.     Полномочия СЕС. 

       Во первых, следует заметить, что не все работники СЕС имеют право проводить проверки. Такое право предоставляется только должностным лицам СЕС, к которым согласно Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (№4004 от 24.01.1999г.) относятся главные государственные санитарные врачи и их заместители, врачи-гигиенисты, врачи-эпидемиологи, помощники врачей. Кроме этого должностные лица СЭС имеют право действовать только на соответствующих административных территориях. 

       Как и любой контролирующий орган, органы СЭС имеют полномочия предусмотренные ст. 8 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»  (№877 от 05.04.2007г.), а именно:

  • требовать от  субъекта  хозяйствования устранения обнаруженных  нарушений требований законодательства;  
  • требовать прекращения действий, которые препятствуют   осуществлению государственного надзора (контроля);  
  • отбирать образцы продукции, назначать экспертизу, получать объяснения,  справки,  документы, материалы, сведения по вопросам, которые
    возникают во время государственного надзора;
     
  • предоставлять (посылать) субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений и недостатков;  
  • налагать штрафные санкции и принимать меры, предусмотренные
    законом.
     

       Согласно ст. 41 Закона №4004 главные государственные санитарные врачи Республики Крым, областей, городов, районов и их заместители, главные государственные санитарные врачи на транспорте и их заместители, а также главные государственные санитарные врачи объектов с особенным режимом работы в пределах соответствующей территории (объекта) имеют такие полномочия:

  1. осуществлять государственный санитарно эпидемиологический надзор за тем, придерживаются ли органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также предприятия, учреждения, организации и граждане норм санитарного законодательства; 
  2. систематически анализировать санитарную и эпидемическую ситуацию, показатели здоровья населения, отдельных его групп; 
  3. определять факторы, которые могут вредно влиять на здоровье население, и меру риска, который они создают для здоровья населения региона, территории, объекта, отдельных профессиональных групп и тому подобное; 
  4. контролировать осуществление санитарных и противоэпидемических мероприятий, выполнение программ профилактики заболеваний, здравоохранения населения; 
  5. выдавать согласования относительно отведения земельных участков под застройку и землепользование других видов, места водозабора и сброса стоковых вод, размещение промышленных и других объектов; 
  6. выносить решение о необходимости проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, определять состав комиссии для ее осуществления и утверждения выводов; 
  7. согласовывать региональные и местные программы в сфере социально-экономического развития; 
  8. выносить решение о соответствии санитарным нормам объектов и сооружений, которые вводятся в эксплуатацию; 
  9. согласовывать выдачу, а в предусмотренных законодательством случаях – выдавать разрешение на осуществление видов деятельности, предусмотренных этим Законом;  
  10. беспрепятственно входить на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебным удостоверениям и давать обязательные для выполнения указания относительно устранения обнаруженных нарушений санитарных норм, а также проведения необходимых лабораторных исследований; 
  11. бесплатно получать от юридических лиц и граждан, в том числе иностранных, которые находятся или осуществляют деятельность на соответствующей территории Украины, материалы и сведения, статистические и другие данные, которые характеризуют санитарное и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей; 
  12. бесплатно отбирать образцы сырья, продукции, материалов для государственной санитарно эпидемиологической экспертизы; 
  13. определять, нужно ли прибегать к профилактическим прививкам и другим мероприятиям профилактики в случае угрозы возникновения эпидемий, массовых отравлений и радиационных поражений; 
  14. расследовать причины и условия возникновения профессиональных или групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и подавать материалы по этим вопросам компетентным органам для привлечения виновных к ответственности; 
  15. применять предусмотренные в этом Законе мероприятия для прекращения нарушения санитарного законодательства.

       Другие должностные лица органов СЭС (врачи-гигиенисты, врачи-эпидемиологи, помощники врачей) имеют полномочия предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 14 (в части расследования групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных аварий) и 15 этого перечня. 

       Достаточно широкие полномочия должностным лицам предоставляются при обнаружении нарушений санитарного законодательства. Согласно ст. 42 Закона №4004 главные государственные санитарные врачи (их заместители) могут применять такие меры для прекращения нарушения санитарного законодательства: 

  1. ограничение, временное  запрещение  или  прекращение  деятельности предприятий,    учреждений,    организаций,    объектов    любого назначения, технологических линий, машин  и  механизмов,  выполнения отдельных технологических операций, пользования плавающими  средствами, подвижным составом и  самолетами  в случае  несоответствия  их  требованиям санитарных норм; 
  2. ограничение, временное запрещение или прекращение  строительства,
    реконструкции и расширения объектов по  проектам,  которые  не  имеют
    позитивного вывода по результатам государственной санитарно-эпидемиологической  экспертизы,  и  в случае  отступления от утвержденного проекта;
     
  3. временное запрещение производства, запрещение  использования  и
    реализации    химических   веществ,   технологического   оборудования,
    строительных  материалов, биологических  средств, товаров народного
    потребления, источников ионизирующих излучений в случае отсутствия их
    гигиенической регламентации и государственной регистрации, а также если они признаны  вредными для здоровья людей;
     
  4. ограничение, остановка или запрещение выбросов(сбросов) загрязняющих веществ при условии нарушения санитарных норм; 
  5. остановка или прекращение инвестиционной деятельности в случаях, установленных законодательством; 
  6. внесение владельцам предприятий, учреждений, организаций или
    уполномоченным ими органам представления об отстранении от работы или другой деятельности лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями, лиц, которые были в контакте с такими больными, а также лиц, которые уклоняются от обязательного медицинского обследования или прививок против определенных инфекций;
     
  7. изъятие из  реализации(конфискация) опасных  для здоровья химических и радиоактивных веществ, биологических материалов в  порядке,  который устанавливается законодательством; 
  8. запрещение производства или обращения, а также изъятие из обращения пищевых  продуктов,  пищевых  добавок, ароматизаторов, диетических добавок, вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов, а также  вспомогательных  средств  и материалов для производства и обращения пищевых  продуктов  на  основаниях  и  в  порядке, который установлен законами  Украины  "О  беспечности и качестве пищевых продуктов" и "Об исключении из обращения, переработке, утилизации, уничтожении   или  последующем  использовании  некачественной  и  опасной продукции".

       Другим должностным лицам СЭС предоставляются полномочия применять меры для прекращения нарушения санитарных норм предусмотренные пунктом 1 (в части ограничения, временного запрещения деятельности предприятий, учреждений, организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнения отдельных технологических операции, пользования плавательными средствами, подвижными составами и самолетами в случае несоответствия их требованиям санитарных норм), пунктами 3, 4, 6 и 7 этого перечня.

      Также по требованию должностных лиц СЭС для применения вышеперечисленных мер в необходимых случаях могут привлекаться работники органов внутренних дел. 

2.     Виды проверок. Основания для их проведения. 

       Согласно Закона №877 проверки органов СЭС могут быть плановыми и внеплановыми. 

      Плановые проверки (согласно ст. 5 Закона №877) проводятся согласно годовым или квартальным планам, которые утверждаются органами СЭС. Периодичность плановых  проверок зависит от степени риска субъекта хозяйственной деятельности. Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения проверок, утверждается Кабинетом Министров Украины. Пока такие критерии не утверждены, все субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат проверкам не чаще одного раза в пять лет  (ст. 22 Закона №877).

      Плановая проверка проводится при условии обязательного письменного уведомления субъекта хозяйствования не позднее как за 10 дней до дня ее проведения. В случае неполучения такого уведомления, к проверке должностных лиц СЭС можно не допускать.

      Срок проведения плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней. Продление срока плановой проверки не допускается. 

      Внеплановые проверки могут проводиться только при наличии определенных оснований. Эти основания установлены ст. 6 Закона №877:

  • представление субъектом хозяйствования письменного заявления органам СЭС об осуществлении проверки по его желанию;  
  • выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в
    документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;
  • проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний,
    распоряжений или других распорядительных документов относительно  устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок;
     
  • обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований  законодательства. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение. 
  • неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые препятствовали предоставлению таких документов.

       Проведение внеплановой проверки по другим основаниям, кроме перечисленных выше, запрещается.

       Во время проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения. Субъект хозяйствования обязательно должен быть ознакомлен с основанием для проведения проверки.

       Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а касательно субъектов малого предпринимательства – 2 рабочих дней. Продление срока осуществления внеплановой проверки не допускается. 

       Для осуществления проверки, как плановой, так и внеплановой, орган СЭС выдает приказ, в котором указывается кого будут проверять и предмет этой проверки. На основании этого приказа оформляется удостоверение (направление) на проверку, которое подписывается главным государственным санитарным врачом или его заместителем. В этом направлении обязательно должен быть указан перечень должностных лиц, которые будут проводить проверку, дата начала и окончания проверки, основания для проведения проверки, предмет осуществления проверки.

       Перед началом проведения проверки должностные лица органов СЭС обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу направление на проверку и служебные удостоверения, а также предоставить субъекту хозяйствования копию этого направления. Если вышеперечисленные документы должностными лицами СЭС не предъявляются, то субъект хозяйствования имеет право не допускать их к проверке. 

3.     Что проверяют работники СЭС? 

       Согласно ст.39 Закона №4004 государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это  деятельность органов, учреждений и заведений государственной  санитарно-эпидемиологической службы по контролю за соблюдением юридическими и физическими  лицами санитарного законодательства с целью   предупреждения, выявления, уменьшения или устранения вредного влияния опасных  факторов  на здоровье людей и по применению мероприятий правового характера относительно нарушителей. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется именно путем проведения проверок соблюдения санитарного законодательства. Основными задачами этого надзора (а значит и проверок СЭС) является: 

  • надзор за организацией и проведением органами исполнительной власти,   местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и   гражданами санитарных и противоэпидемических мероприятий; 
  • надзор за реализацией государственной политики по вопросам профилактики заболеваний населения, участие в разработке и контроль за выполнением программ, которые касаются предотвращения вредного влияния
    факторов окружающей среды на здоровье население;
     
  • надзор за  соблюдением  санитарного  законодательства; 
  • проведение  государственной  санитарно-эпидемиологической экспертизы, гигиенической регламентации опасных факторов и  выдача  разрешений на их использование.

       Исходя из этого, можно сказать, что должностные лица СЭС проверяют в первую очередь наличие фактов нарушения санитарного законодательства, которые могут проявляться в:  

  • несоответствии санитарным нормам помещений, где проводится хозяйственная деятельность; 
  • отсутствии разрешений (согласований) на занятие определенными видами деятельности;
  • выпуске или реализации некачественной или опасной для здоровья продукции;
  • допуске к работе лиц не прошедших обязательного медосмотра, или больных опасными для окружающих болезнями; 
  • выбросах загрязняющих веществ с нарушением санитарного законодательства; 
  • невыполнении указаний по устранению нарушений санитарного законодательства выявленных при предыдущих проверках; 
  • и т.д.

       В любом случае следует помнить, что предмет проверки должен быть указан в направлении на проверку. 

       Зачастую проведение проверки сопровождается отбором образцов продукции для дальнейшей экспертизы. Так как результаты такой экспертизы могут стать основанием для применения к субъекту хозяйствования санкций, важно знать основные правила проведение этой процедуры.

       Во-первых, отбор образцов продукции осуществляется только на основании мотивированного решения главврача соответствующей СЭС  или его заместителя. В таком решении должно быть указано количество образцов для каждого вида или типа продукции, необходимых для экспертизы, и место проведения этой экспертизы. В любом случае, работники СЭС должны отобрать не менее двух образцов, один из которых (контрольный) остается у субъекта хозяйствования.

       Отбор образцов должен осуществляться в присутствии руководителя субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица, и оформляется актом. Субъект хозяйствования имеет право заявлять ходатайства по поводу действий по отбору образцов, о чем вносится запись в этот акт.

       Отобранные образцы должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны). При этом они должны сохраняться и транспортироваться в условиях, которые обеспечивают сохранение их качества и целостности, и не изменяют параметры, по которым будет проводиться их экспертиза.

       Акт отбора образцов составляется в трех образцах, один из которых вместе с образцами продукции передается в организацию, которая будет проводить экспертизу, второй остается у субъекта хозяйствования, а третий – у работника СЭС, который осуществлял отбор образцов. Акт обязательно должен быть подписан должностным лицом СЭС и уполномоченным лицом субъекта хозяйствования. При этом обязательно нужно убедиться, что информация указанная в акте соответствует реальному состоянию вещей.

      Затраты, связанные с отбором образцов продукции, доставкой и проведением экспертизы, покрываются органами СЭС. Если же результаты экспертизы подтвердят факт нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства, то возмещение этих затрат возлагается на него.

       В случае несогласия с результатами экспертизы субъект хозяйствования может обжаловать их в суде. При этом может быть проведена повторная экспертиза, для которой и используется оставшийся у субъекта хозяйствования контрольный образец продукции.  

4. Санкции по результатам проверки. 

       По результатам проведения проверки должностное лицо органов СЭС, в случае выявления нарушений требований законодательства, составляет акт, в котором указываются состояние выполнения требований законодательства субъектом хозяйствования, а в случае невыполнения – детальное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

      В последний день проверки два экземпляра акта подписываются должностным лицом СЭС и уполномоченным лицом субъекта хозяйствования. В случае несогласия с актом субъект хозяйствования подписывает его с замечаниями, которые являются неотъемлемой частью этого акта. Один экземпляр акта остается у субъекта хозяйствования, а второй сохраняется в органе СЭС.

       На основании акта, который составлен по результатам проведения плановой проверки, и в процессе которой выявлено нарушение законодательства, на протяжении 5 дней с дня завершения проверки составляется предписание или распоряжение про устранение нарушения.

       Также, согласно Инструкции о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства (утвержденной приказом Министерства здравоохранения №64 от 14.04.95г.), в случае выявления факта нарушения санитарного законодательства должностное лицо СЭС составляет протокол о нарушении. Протокол составляется в трех экземплярах, один из  которых в трехдневный срок передается должностному лицу, которое уполномочено рассматривать дело о нарушении, второй – нарушителю, третий – сохраняется у лица, которое составило протокол. Если должностное лицо, составившее протокол, уполномочено самостоятельно рассматривать дело, то протокол составляется в двух экземплярах. Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом которое совершило нарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан и этими лицами. Лицо, совершившее нарушение может отказаться подписывать протокол, а также подать свои объяснения и замечания по тексту протокола, мотивы отказа от его подписания. Эти объяснения и замечания присоединяются к протоколу.

       Дело о правонарушении рассматривается уполномоченным должностным лицом органа СЭС (обычно главврачом соответствующей СЭС) в течении 15 дней с дня получения им протокола. Дело рассматривается в присутствии лица, которое привлекается к административной ответственности. В отсутствии лица, которое привлекается к административной ответственности, дело может быть рассмотрено только в случае, когда есть данные, что это лицо было своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела, и если от него не было ходатайства про отложение рассмотрения дела. В рассмотрении дела могут принимать участие также адвокаты, свидетели, эксперты, потерпевшие.

       По результатам рассмотрения дела должностное лицо СЭС выносит постановление о наложении штрафа или о закрытии дела. В частности дело закрывается если на момент рассмотрения дела прошло два месяца с дня совершения нарушения (при длящемся нарушении – с дня его обнаружения).

      Что касается штрафов, то согласно ст. 46 Закона №4004 за нарушение санитарного законодательства или невыполнения постановлений, распоряжений, предписаний, выводов должностных лиц органов СЭС на лица, виновные в совершении таких правонарушений, могут наложить такой штраф:

  • на должностных лиц - от 1 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • на граждан - от 1 до 12 необлагаемых минимумов доходов граждан.

       К предприятиям, предпринимателям, учреждениям, организациям, которые нарушили санитарное законодательство, применяют такие финансовые санкции: 

  • за передачу заказчику или в производство и применение конструкторской, технологической и проектной документации, которая не соответствует санитарным нормам, разработчик этой документации уплачивает штраф в размере 25 процентов стоимости разработки; 
  • за реализацию продукции, выпуск и реализация которой запрещены должностными лицами органов СЕС, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости реализованной продукции; 
  • за выпуск, реализацию продукции, которая в результате нарушения требований стандартов, санитарных норм является опасной для жизни и здоровья людей, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости всей выпущенной или реализованной продукции; 
  • за реализацию на территории Украины импортной продукции, которая не отвечает требованиям стандартов относительно безопасности для жизни и здоровья людей, действующим в Украине санитарным нормам, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости всей реализованной продукции; 
  • за уклонение от предоставления должностным лицам СЭС  продукции, которая подлежит контролю, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 25 процентов стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения; 
  • за нарушение требований по соблюдению тишины и ограничению определенных видов деятельности, которые сопровождаются  шумом, предприятие, учреждение, организация, гражданин – субъект хозяйственной деятельности уплачивает штраф в размере от 50 до 450 необлагаемых минимумов доходов граждан. Если предприятие, учреждение, организация или гражданин - субъект хозяйственной деятельности не устраняет нарушения после применения финансовой санкции, то они уплачивают штраф в размере 100% стоимости реализованной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг.

       Контроль за выполнением постановления о применении финансовой санкции возлагается на налоговую инспекцию по местонахождению субъекта хозяйствования, которой органы СЭС передают один экземпляр этого постановления.В случае невыполнения нарушителем постановления на протяжении 15 дней с дня ее выдачи сумма санкции удерживается в судебном порядке.  

5. Практические советы. 

       Во взаимоотношениях с органами СЄС предпринимателям следует придерживаться некоторых правил, которые помогут защитить их права в спорных ситуациях.

       Если к вам пожаловали с проверкой работники органов СЭС, попросите их предъявить соответствующие документы: служебные удостоверения, направление на проверку. При этом следует обратить внимание на следующие моменты: 

  • являются ли пришедшие работниками СЭС вашего района (города); 
  • являются ли они должностными лицами имеющими право проводить проверку (главврач СЭС, его заместитель, врач-гигиенист, врач-эпидемиолог, помощник врача); 
  • присутствуют ли пришедшие в перечне должностных лиц, который указан в направлении на проверку.

       При негативном ответе на любой из вышеперечисленных вопросов, работника СЭС можно не допускать к проверке.

       При отборе образцов продукции требуйте мотивированное решение главврача СЭС.

       При проведении внеплановой проверки требуйте копии документов, в которых указывается основание проведения такой проверки.

       О проведении плановой проверки вас обязательно должны уведомить в письменном виде (за 10 дней до дня ее проведения). 

      Рекомендуется вести на предприятии (объекте) Журнал проверок, в который должностное лицо СЭС по вашему требованию обязано внести соответствующую запись перед началом проверки. Это поможет избежать преждевременных плановых проверок. 

      Обязательно оставляйте себе копии всех предъявляемых (составляемых) документов. При подписании актов, протоколов вносите в них свои замечания и объяснения. Привлекайте свидетелей для поддержания своей позиции. Свидетели тоже должны поставить свои подписи на составляемых при проверке документах. Кроме этого п.8 ст.4 Закона №877 вы имеете право фиксировать процесс проведения проверки или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники. Все это поможет собрать необходимую доказательную базу на случай защиты своих интересов в суде или в административном порядке.

      При рассмотрении дела про административное правонарушение максимально используйте свои права: знакомьтесь  с  материалами дела; давайте объяснение; подавайте доказательства;  заявляйте ходатайства; пользуйтесь юридической помощью адвоката;  привлекайте свидетелей, экспертов, переводчиков; при необходимости обжалуйте постановления по делу. 

       Любые постановления, распоряжения, предписания,  выводы  должностных  лиц органов СЭС могут быть обжалованы в течение месяца у вышестоящего главврача СЭС или в суде (ст.43 Закона №4004).  К сожалению, сам факт обжалования решения не останавливает его действия. Остановить выполнение решений органов СЭС до рассмотрение дела по существу может только соответствующее решение суда. Поэтому рекомендуем обжаловать действия и решения должностных лиц органов СЭС сразу в административном суде, одновременно заявляя ходатайство о приостановлении действия соответствующего постановления (в порядке обеспечения административного иска, согласно ст. 117 Кодекса про административное судопроизводство).

Минин Александр Евгеньевич

Старший юрист

Юридической компании NTS Consulting


Юридическая фирма NTS Consulting

 

 
home contact search contact search